3.11 Роуминг в ССПС.

        Одна из функций ССПС - это функция роуминга, позволяющая расширить возможности пользования сотовой связью за пределами одной ("домашней") системы.
        Роуминг - это функция, или процедура предоставления услуг сотовой связи абоненту одного оператора в системе другого оператора. Термин роуминг происходит от английского "roam" - бродить, странствовать, абонента использующего услуги роуминга, называют роумером (английское "roamer"). Для реализации роуминга необходимо техническое обеспечение его осуществимости (в простейшем случае - использование в обоих системах одного и того же стандарта сотовой связи) и наличие роумингового соглашения между соответствующими компаниями - операторами. По мере развития мобильной связи возникает возможность роуминга между системами сотовой и мобильной спутниковой связи.
        Для организации роуминга ССПС должна быть одного стандарта, а центры коммутации подвижной связи должны быть соединены специальными каналами связи для обмена данными о местонахождение абонента. Для обеспечения роуминга необходимо выполнение трех условий:
        

  • наличие в требуемых регионах ССПС, совместимой со стандартом компании, у которой был приобретен радиотелефон;
  • наличие соответствующих организационных и экономических соглашений о роминговом обслуживание абонентов;
  • наличие каналов связи между системами, обеспечивающих передачу звуковой и другой информации для роминговых абонентов.
        Различают три вида роуминга:
  • автоматический;
  • полуавтоматический, когда абоненту для пользования данной услугой в каком - либо регионе необходимо предварительно поставить об этом в известность своего оператора;
  • ручной, т.е. обмен одного радиотелефона на другой, подключенный к ССПС другого оператора.

        Идеализованная и сильно упрощенная схема организации роуминга могла бы быть представлена в следующем виде. Абонент сотовой связи, оказавшийся на территории "чужой" системы, допускающий реализацию роуминга, инициирует вызов обычным образом, как если бы он находился на территории "своей" системы.
        Центр коммутации, убедившись, что в его домашнем регистре этот абонент не значится, воспринимает его как роумера и заносит в гостевой регистр. Одновременно (или с некоторой задержкой) он запрашивает в домашнем регистре "родной" системы роумера относящиеся к нему сведения, необходимые для организации обслуживания (оговоренные подпиской виды услуг, пароли, шифры), и сообщает, в какой системе роумер находится в настоящее время; последняя информация фиксируется в домашнем регистре "родной" системы роумера. После этого роумер пользуется сотовой связью, как дома: исходящие от него вызова обслуживаются обычным образом, с той только разницей, что относящиеся к нему сведения фиксируются не в домашнем регистре, а в гостевом; поступающие на его номер вызова переадресуются "домашней" системой на эту систему, где роумер гостит. По возвращении роумера домой в домашнем регистре "родной" системы стирается адрес той системы, где роумер находился, а в гостевом регистре той системы, в свою очередь, стираются сведения о роумере. Оплата услуг роуминга производится абонентом через "домашнюю" систему, а "домашняя" компания - оператор, оказавшей услуги роуминга, в соответствии с роминговым соглашением.
        Описанная схема соответствует автоматическому роумингу. Для завершения процесса она должна быть еще дополнена автоматической системой ведения расчетов между компаниями - операторами, которая может оказаться весьма непростой - с учетом возникновения перекрестных обязательств между рядом компаний, а так же возможности учета (погашения) взаимных обязательств пар компаний, входящих в группу, охватываемую системой автоматического роуминга. Противоположностью автоматическому является ручной, или административный, роуминг, в некоторых стандартах предшествовавший появлению автоматического. В случае ручного роуминга абонент предупреждает, например, телефонным звонком, "домашнюю" компанию - оператор о предстоящем убытии, а по приезде в другой город - местную компанию - оператор о своем прибытии. Необходимые данные вносятся в домашний и гостевой регистр вручную операторами соответствующих центров коммутации. Существовали и промежуточные варианты: с отдельной процедурой регистрации (автоматической) нового роумера; с автоматической организацией вызова со стороны роумера, но с точной маршрутизацией при вызове роумера со стороны сети и др.
        Картина организации роуминга была бы не полной, если бы не упомянули некоторых моментов истории, а так же ряда дополнительных проблем, сопутствующих роумингу. При появлении сотовой связи ни проблемы, ни даже понятия роуминга не было - столь большой успех и широкое распространение сотовой связи предсказать было невозможно. Поэтому роуминг появился по мере развития сотовых систем и использовал в разных стандартах, странах и регионах различные технические и организационные решения.
        Заметное развитие роуминг получил в аналоговых стандартах AMPS (Северная Америка) и NMT (Скандинавия), но появление цифровых стандартов потребовало пересмотра многих из использовавшихся там решение. Решение задачи роуминга в цифровом стандарте D-AMPS опирается на отдельный стандарт IS-41, определяющий межсистемные операции. Более выгодное положение в этом отношении у стандарта GSM, который с самого начала разрабатывался как общеевропейский и в который процедура роуминга заложена как обязательный элемент. Кроме того, в стандарте GSM имеется возможность так называемого роуминга с SIM - картами, или пластикового роуминга, с перестановкой SIM - карт между аппаратами различных вариантов стандарта GSM (GSM 900, GSM 1800 и GSM 1900), поскольку во всех трех вариантах стандарта GSM используются унифицированные SIM - карты. Процедура роуминга в стандарте GSM становится еще более удобной с появлением двухрежимных, а в дальнейшем - и трехрежимных абонентских терминалов (GSM 900/GSM 1800/GSM 1900). Но и стандарт GSM пока не развернут полностью, в частности в отношении реализации всех принципиально заложенных в него технических решений. Из технических и организационных трудностей, связанных с развитием роуминга, отметим следующие: аутентификация абонентов с учетом неизбежного, инициативного и даже агрессивного фрода; организация оплаты услуг роуминга, существенно усложняющаяся с ростом масштабов и расширением географии роуминга; протекционизм (например, в некоторых странах запрещается применение абонентских аппаратов иностранного производства).
        В заключение отметим, что при огромном росте межрегиональных и международных связей и делового общения организация полноценного автоматического роуминга в сотовой связи является одной из актуальных проблем, и в ее решении остаются моменты, требующие дополнительной работы.